Все об отдыхе в Грузии.

До Грузии можно добраться разными способами, и мы довольно часто были буквально в одном шаге от посещения этой страны. В Осетии, когда нужно было просто проехать в тоннель, в Сочи, откуда за четыре часа на комете можно добраться в Батуми, самолёт в Тбилиси, ну или маршрутка из Еревана (когда в Грузию не летали).

В итоге в пользу Грузии этой осенью оказалось все!

А главное – это прямой рейс из Сочи. 40 минут и мы уже выходим из самолета в очень симпатичном на вид аэропорту Тбилиси.
Здесь я, пожалуй, должен вспомнить, как мы планировали поездку. Где-то за полтора месяца, когда появилась реклама рейсов и несколько знакомых семей решили поехать в Грузию, то встал вопрос о том, что делать, куда ехать и что смотреть. Наверное, неделя, если не больше, ушло на изучение написанного на форумах, карт, маршрутов, всевозможных вариантов размещения и продумывания логистики. В итоге это позволило только выстроить план или, лучше сказать список мест и направлений, которые мы планировали посетить.
Когда этот план озвучили остальным, то они не очень верили в его реальность, не понимали о чем речь (это действительно сложно, если не изучать вопрос и я вам ещё об этом расскажу) и в итоге изъявили желание не выползать за пределы Тбилиси.

Так что наше времяпрепровождение за пределами Тбилиси мы планировали только на себя.
Сразу скажу, что мы отказались от одной очень авантюрной идеи и не полетели в Местию частным самолетом, оставив Сванетию (название части Грузии) на следующий раз и лучше летом. Для посещения остальных мест мы договорились с гидом. А потом ещё договорились об экскурсии для всех по Тбилиси с заездом в Мцхету! Но обо всем по порядку!

Итак, аэропорт Тбилиси!

Ждём багаж, дети наблюдают, как грузчики нещадно бросают чемоданы на ленту… я нахожу бесплатный wifi и заказываю Яндекс Такси! Это полезный сервис в Тбилиси, хотя и не единственный! По пути из зоны прилета в такси успеваю поменять немного денег.
20 минут езды, немного пробок, объезд участков ремонта и мы уже в отеле. Отель Old Alvabari. Маленький, аккуратный, тихий. Из минусов пожалуй что очень тонкие входные двери в номера и соответственно плохая звукоизоляция. Зато очень хорошие завтраки и душевный персонал.

Бросив вещи мы попросили найти нам место в ресторане с культурной программой. Только в четвёртом ресторане, в который позвонила администратор, нашлось место. Ехать было далеко, но оно того стоило! Ресторан Мельница поразил абсолютно всем от интерьера, до огромного размера блюд, от прекрасного обслуживания до безумно интересной программы с живой национальной музыкой, песнями и танцами. Мой вам совет, обязательно его посетить (говорю так, потому что следующий вечер мы провели в ресторане «В тени Метехи» и там мне понравилось намного меньше). А вот в Мельнице мы так задержались, что мне пришлось увезти детей в отель и вернуться продолжать веселье. Наши спутники, которые разместились в другом месте и ужинали где то рядом с парламентом, достаточно быстро завершили своё мероприятие и примчались к нам, они не знали про то, что в Тбилиси есть такие места с программой. А я ведь говорил, что нужно изучать информацию о Грузии Так что вечер прошёл отлично и в отеле мы оказались уже за полночь.

Экскурсия по Тбилиси

Утром следующего дня нас ждала Экскурсия по Тбилиси и окрестностям, на которую собралась вся наша компания с детьми. Комфортный микроавтобус с водителем был в нашем распоряжении, а маршрут с основными направлениями был оговорён заранее. Заметьте, что посещать или не посещать определенную достопримечательность мы выбирали сами.
Наше знакомство с Тбилиси, а точнее с его окрестностями, началось поездкой в монастырь Джвари, расположенный на холме недалёко от города Мцхета, где сливаются две реки Арагва и Кура.

Это то самое место, про которое писал Лермонтов в своей поэме Мцыри:

«Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод….»

Мцхета

Потрясающее место с шикарным видом, которое насквозь пропитано стариной и каким-то необыкновенным ореолом духовности.
Эту самую духовность в полном объёме можно и обязательно нужно почувствовать в городе Мцхета! Отреставрированный квартальчик вокруг церкви, крепостные стены и конечно же сама церковь радуют глаз. Но смотреть мало! Обязательно возьмите экскурсию от местных гидов. Нам за 20 лари вела экскурсию очень экстравагантная женщина пожилого возраста, которая рассказывала настолько интересно, что мы слушали не отрываясь. Если бы не она, то понять всю священность и значимость этого места для Грузии и вообще для христиан, мы бы не смогли!

После посещения церкви был обед. Не буду подробно писать про кухню, рестораны и блюда. Скажу только, что грузины едят много и совсем не запариваются на сколько жирная их еда. Мы от неё быстро устали, и основная наша проблема заключалась в поиске нежирных супов для маленького ребёнка.
После обеда мы посетили некий монумент на «Тбилисском море».
Некий, потому что писать и рассказывать о нем особо нечего, а вот само место стоит внимания из-за открывающегося вида на водохранилище. Про вид на город такого сказать не могу.
Крайним пунктом нашей экскурсии мы выбрали район серных бань. Скорее для того, чтобы рассказать о его существовании неподготовленной теоретически части нашей группы. Старый город и его улочки впечатляют с первого взгляда. Но из-за усталости многих из нас, там мы провели немного времени и отправились по домам, чтобы перевести дух и приготовиться к посещению ресторана «В тени Метехи», о котором я писал раньше и сейчас скажу только о том, что с террасы ресторана хороший вид на город. Во всем остальном Мельница мне понравилась больше.

Следующий день мы так же провели в Тбилиси. Специально планировали так, чтобы досмотреть или более подробно изучить места, неохваченные в день организованной экскурсии.
Опишу коротко маршрут первой половины дня. Советую для посещения. Канатная дорога из парка на гору к старой крепости и статуи «Мать-Грузия» со спуском пешком в старый город к серным баням. Неспешный маршрут, который не напрягает. Единственный момент, который нужно учитывать – это абсолютная бесполезность детский коляски. Мы ее даже не брали с собой. Вообще Грузия не особо приспособлена для детских колясок.
После обеда в одном из местных ресторанчиков мы посетили всем известную барахолку на Сухом мосту.
Ради интереса можно посмотреть. Ну, а если вы охотитесь за какими-то конкретными вещами из прошлого, то там вы точно найдёте себе что-нибудь от значка до самовара.

Ужинали в кафе Flowers. Кстати, место, заслуживающее внимание не только отличным видом с террасы, но и хорошей кухней с демократичными ценами.
После ужина, уже без детей, мы большой компанией посетили заведение под названием «Лолита». Судя по отзывам должно было оказаться приличным местом. По факту как-то очень уж оно модное и молодежное, а главное скучно было. Так и не поняв, почему о нем пишут восторженные отзывы, мы оттуда быстро ушли и, прогулявшись до парламента по проспекту Руставели, уехали в отель.

Утром следующего дня на комфортном минивэне с водителем-экскурсоводом мы отправились в Кахетию. Винный край, который обязательно стоит посетить, чтобы понять, что такое грузинское вино.
Снова достаточно коротко о поездке в этот день: пара монастырей по дороге в Телави, рынок с чурчхеллой и специями, старый огромный трёхсотлетний платан, обед с вином, посещение тоннеля с вином и дегустацией и остановка на ночлег.

Подробнее расскажу только про тоннель и место ночлега. Тоннель построен в горе при советской власти. Там хранит своё вино одна из винодельческих компаний Грузии. За экскурсию и дегустацию двух сортов грузинского вина берут 15 лари с человека. Общее впечатление – как то не очень и расчёт на проходняк организованных групп.
Другое дело дегустация в Shaloshvili’s Cellar Hotel. Очень круто! Все подробно, доходчиво! 4 вида вина и одна Чача за 10 лари!

Ужин в отеле тоже был хорош, а время, уделённое нам хозяином отеля и его истории за ужином окунули нас почти в семейную обстановку. К слову скажу, что даже если вы не фанат вина, то не пить его в Кахетии просто невозможно! Следующий день начался отличным завтраком и такой желанной прохладной минеральной водой Боржоми!

А ещё через 15 минут мы были у входа в монастырь, название которого, как и большинства других, я не помню. Особенность этого монастыря – автобус, который возит туристов от подножия холма к монастырю и обратно по узкой дорожке. Не вздумайте идти пешком! Устанете ещё до первого поворота. Вид на Алазанскую долину, который открывается от стен монастыря, просто завораживает.

После монастыря мы отправились в город Сигнахи! Он преподносится как город любви. Выглядит симпатично. Правда, особо там делать нечего. Так что мы не пожалели, что ночевали на винодельне, а не в городе.
Кстати по пути в Сигнахи есть церковь, где находятся мощи святой Нины. Тоже советую посетить это место, как и Мцхету. Иначе понять Грузию, культуру и историю этой страны, будет сложно! История и церковь здесь связаны неразрывно!

Из Сигнахи через Тбилиси мы уехали в Гори, где остановились на ночлег. Сразу скажу, что этот город мы выбрали просто как место ночевки по близости к каменному городу Уплисци́хе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. А вот музей Сталина нас совсем не интересовал.

Ночевали в хорошем новом отеле Royal house. Это лучшее, что удалось найти.
Пещерный город мы посетили с утра. Солнечная погода позволила увидеть древний город во всей красе. Но вот сильный ветер достаточно быстро вернул нас назад и отправились в Кутаиси.

По дороге в Кутаиси мы отведали сладкий грузинский лаваш, который готовят на углях или в печи и продают теплым. Вкусно. Всем советую. Перед тем, как разместиться в гостинице в Кутаиси, мы посетили Монастырь Моцамета или Монастырь Святых Давида и Константина. Место, которое вряд ли может кого-то оставить равнодушным. История возникновения, архитектура, месторасположение. Это нужно увидеть.
Ночевали в Кутаиси в Best Western Hotel! Не бюджетная трехзвездочная гостиница. Зато, какая же она комфортная. Нам очень понравилась.
Город тоже симпатичный, но дождь не дал нам посмотреть его. После завтрака на следующий день мы отправились в Батуми. Дорога без остановок на осмотр достопримечательностей. Но пробитое колесо не даёт добраться быстро. Минут сорок потеряли пока меняли и на шиномонтажке торчали.
Очень хотелось посмотреть на чёрный магнетитовый песок. Его магнитные свойства проверять не стали. В Батуми остановились в Хилтоне и попрощались с нашим гидом.

Отдельно скажу про гида! Георгий очень нам понравился.
С первой до последней минуты нашего совместного пребывания мы были не просто в руках опытного гида, а в окружении доброты и заботы, которые дарят гостеприимные хозяева своим гостям.
Организовано все было отлично. Мы не почувствовали абсолютно никаких проблем даже при наличии маленького и очень неспокойного ребенка. С одной стороны все было без спешки, а с другой, по четкому графику и маршруту! Все остановки и места для посещения были тщательно подобраны и действительно показывали во всей красе историю и культуру страны, рассказы и комментарии Георгия были очень интересными.
Отдельно отмечу его помощь в поиске детской коляски, которую мы благополучно забыли дома и за детское кресло в машине.
Всем советую! Этот человек может организовать для вас как неспешный и размеренный отдых, так и головокружительное путешествие в режиме nonstop со сплавами по горным рекам, джиппингом, парапланами и прочим.

Теперь про Батуми!

Ребята! Это тема отдельного путешествия! Поверьте, что там очень хорошо. Это вам житель Сочи говорит! Во всяком случае, в конце октября нам там было очень комфортно. А их тихой и размеренной жизни я позавидовал белой завистью. В городе есть отели на любой вкус! Всевозможные кафе и рестораны, магазины. Если бы было время, то может быть и съездили бы на экскурсии в природные парки, на водопады или ещё куда-то-нибудь. Но мы просто неспешно погуляли. Больше про город ни слова. Нужно ехать и смотреть!

А вот парочку практичных советов постараюсь дать:
Не летайте самолетами georgian airways. Мы планировали, но они отменили рейс из Батуми в Тбилиси! Хорошо, что почту проверили за сутки до вылета и купили билеты на скоростной поезд.

Скоростной поезд не особо и скоростной.
А бизнес класс не стоит того, чтобы за него переплачивать в 5 раз по сравнению с самым дешевым билетом. Кроме одного бесплатного кофе вы ничего не получите.

Это пожалуй и все, что я вам хочу рассказать. Разве что ещё могу отдельно отметить Alphabet hotel в Тбилиси. Это хороший вариант для остановки в Тбилиси.